✨Усекновение главы Иоанна Предтечи ✨(Ев., Мк., VI, 14-30) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. С праздником. И сразу, конечно, мысль: «Ну какой праздник? Человеку голову отсекли, человека убили». Ну, в том-то и праздник. Мы сегодня должны задуматься, что для нас есть праздник? Праздник – это когда мы не работаем. Праздник – это праздно, то есть не работая, провести время. Мы почему-то приняли для себя, что праздник – это безудержное веселие, когда потом с утра не можем собраться: где мы были, что мы делали, что мы говорили, о чем мы думали? Когда с утра нам, иногда, кажется: «Боже мой, что я вчера творил, что я вчера делал?» Вот это праздник в нашем понимании. У Бога не так. У Бога это значит уделить время Вышнему, горнему, святому, задуматься о жизни своей и задуматься о жизни святых, задуматься о том, что нам предлагает Господь, что Господь хочет от нас и что Он нам даёт. Каждый праздник имеет глубокий смысл. Есть праздники с радостью, недавно мы праздновали Успение и радовались о том, что Божья Матерь не вкусила тления, а вознеслась на небо, уснув. Радовались этому. Хотя тоже было удивительно, да? Уснула, Успение – а мы празднуем. А вот сегодня еще большая нам задача, мы думаем о том, как же так… усекновение главы. То есть, отсечение главы Иоанна Предтечи. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вот. А действительно, бывает так, что надо отрешиться от работы, надо отрешиться от работы с ужасом в душе, не только с радостью, но и с ужасом в душе. Почему? Почему так? Почему это произошло? А ведь это происходит ежедневно, ежечасно – из поколения в поколение, из века в век, из года в год, из дня в день. Праведник не находит места на земле. Вот смотрите, «Глас вопиющего в пустыне» - первое определение Крестителя Господня Иоанна. Глас вопиющего в пустыне... Кем стал Иоанн Креститель? Себе во славу говорил? Или в ненависть к людям говорил? Нет, он готовил пути Господни. Он готовит пути Господни. Он нам говорит, что нам надо сделать, чтобы встретить Господа, он сам становится голосом Божьим, словом Божьим – глас вопиющего, то есть взывающего, просящего: «Покайтесь, люди. Обратитесь к Господу». Как бывает страшно, да? Кто-то важный идет по улице или что-то важное происходит, или едет какой-то такой необычный автомобиль, а мы стоим как? Спиной. И потом нас люди спрашивают: «А ты видел? Шел вон такой там артист или шел мэр города, или шел губернатор, или машина необычная ехала, или вон там происходило что-то необычное». При этом мы говорим: «Вот жалко, ну кто б меня предупредил, кто б мне сказал, кто б меня попросил – повернись, посмотри. Жалко, все видели, а я не видел». А вот здесь обратное происходит – есть тот, кто нам говорит: «Покайтесь! Покайтесь те, кто праздно живут, покайтесь те, кто врут, покайтесь те, кто судит, покайтесь те, кто утопает в богатстве, покайтесь те, кто утопает в наслаждениях, кто утопает в роскоши, покайтесь те, кому дела нет ни до кого, только о себе думающие. Он говорит, он предупреждает –грядет Господь, идет Господь, Он к каждому придет, Он к каждому придет, идет Христос. Иоанн Предтеча, он как бы нас предупреждает. Предтеча, да? Предвестник. Он нас предупреждает, что нас ждет. Что мы можем пропустить Господа, Он пройдет мимо, а мы останемся со своими грехами, мы останемся со своими деньгами, мы останемся со своей славой, мы останемся со своими наслаждениями, мы останемся стоять обсуждать соседку, одна с другой будут стоять и обсуждать, а мимо пройдет Господь. Покайтесь! А что значит слово «покайтесь»? Повернитесь. Отвернитесь от греха и повернитесь к Господу. А Господа еще называет Евангелие Женихом. Приходит Жених в Церковь. Мы – Церковь, мы – Невеста, а к нам Христос-Жених приходит. И как важно, как важно, вы знаете, как важно, когда вот заключается брак и есть настоящий хороший свидетель, да? Настоящий - который не своей славы ищет, который не ищет как там выпить на этой свадьбе, а он действительно бережет, бережет вот эту тайну, которая происходит, бережет жениха и невесту, он думает только о них. Чтобы их сейчас никто не тронул, никто их сейчас не обидел, никто их сейчас не искусил. И он уходит в тот момент, когда им уже не нужен кто? Покровитель и защитник. Вот так Иоанн Креститель, он предупреждает нас: «Покайтесь», но он защищает веру нашу, он взывает к нам. Как мы часто хотим, чтобы на проповеди священник не обличал, чтоб не называл грехи. Как часто потом священнику потом говорят: «Зачем же ты так меня мучил? Ты обо мне говорил на проповеди!» Но я сразу предупрежу вас, правило проповеди – ни о ком не говори - как? Конкретно. Обличай, взывай, но ни о ком не говори конкретно. Если у вас голос в сердце, что о вас сказали, значит, грех есть. Грех мучает, как та заноза мучает. И вот это обличение - оно необходимо. Значит, совесть не умерла. И не священник, и не Иоанн Предтеча, и не святые, и ни Библия, и ни Христос виноваты, что эта совесть мучает, что эта совесть выворачивает, что эта совесть заставляет не спать, что эта совесть заставляет болеть, что эта совесть взывает к тебе, глас Божий взывает, слово Божие взывает. Вот так Иоанн Предтеча, он готовил народ, а потом он крестит Господа, то есть всю волю выполняет, а ведь казалось бы, кто кого должен крестить? А он говорит то, с чем обращается к нему Христос: «Надобно мне у Тебя креститься». И он выполняет всё. И вот здесь наступает самое главное. Как часто мы долго молимся? Как часто мы долго обращаемся к Богу? В отличие от других людей – мы молимся, мы исполняем посты, мы стоим в храме. А те, кто не молится, не исполняет посты, не стоит в храме, не борется со своим грехом, кто услаждается –нам кажется, что они живут лучше. А нам плохо, и из нас льется эта фраза: «Где же Ты, Господи, почему же Ты меня не слышишь?» Вот тот самый главный, о котором Господь сказал, что он пророк из пророков, какова его жизнь была? ...Вся жизнь –мучение, вся жизнь – страдание, а смерть какая? Мы сегодня об этой смерти говорим. Каково было обличать грех? Каково было обличать нечестие? Каково было обличать нарушение закона Божия? И знать, что дальше у тебя нет ничего. Не будет ни наград, не будет ни почестей, не будет ни похвалы, будет только ненависть! Вот так и происходит. Вот так и происходит с нами. Если мы с Богом, мы должны претерпеть. Он Предтеча не только в том, что он пришел раньше Христа, не только в том, что он говорил раньше Христа, что он готовил нас, чтобы мы услышали Христа, чтобы он готовил нас, чтобы мы повернулись ко Христу, чтобы мы покаялись, он был и раньше Христа в страданиях. Вот эта темница страшная, это меч страшный. Представьте себе, когда тебя ложат, берут этот меч, хватают тебя за голову и режут твое горло, ломают твой позвоночник…Он Предтеча не только в слове, обращенном к нам, которое потом продолжит Христос и скажет то же, что сказал Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!». Он Предтеча и в том, что всякий верующий должен пронести свой крест, должен пострадать за свою веру, должен подтвердить свою веру, должен защитить свою веру, должен утвердить свою веру – не только губами и словами, не только поучениями, а несением креста, а болью за Христа, болью за правду, болью за истину. Вот когда нам тяжело, вспомним его, перед тем, как он шел на свою смерть, как он шел обличать грех, как он знал, что с ним произойдет… Иоанн посылает своих учеников - Тот ли это? Тот ли идет? Ему говорят: «Да…, идет Господь». Так и нам, самое главное - не увидеть результат нашей молитвы или нашего поста, не это главное, совсем не это главное. А надо знать, чтобы с нами ни было, как бы с нами ни поступили, главное, чтобы душа спаслась, главное, чтобы она вкусила любовь Божию, и главное, чтобы она всегда пребывала с Богом. Родненькие, как бы тяжело ни было, помните, праздник - это когда мы забываем о житейском, когда мы забываем о хлебе насущном и думаем о вечности. Праздник…он не только бывает радостным, он бывает и шоковым, вот таким как сегодняшний. Остановись, человек, и задумайся, что делал Иоанн Предтеча? Он до конца сохранил в сердце веру. До конца сохранил в сердце Бога. До конца выполнил волю Божью, ни смотря на все страшное, ни смотря на смерть. Что бы ни было, берегите в себе веру, берегите в себе любовь. Когда это очень-очень трудно, родненькие, мы очень часто думаем, что обличаем, но мы не обличаем –мы судим. А судить нам Бог что? Запретил. Судить нам Бог запретил. Так вот чем отличается суд от обличения? Суд – это когда в тишине, друг другу на ушко, возмущаясь и как бы хваля себя – а вот мы не такие! Вот это суд. А когда в лицо, когда в лицо – брат, с любовью, не с ненавистью, а с любовью: «Брат, покайся, сестра, покайся». В лицо, честно, так, чтобы человек понял и услышал, не озлобился, а честно сказать: «Ты не то делаешь, ты судишь, ты лжешь, ты завидуешь, сейчас тобой руководит не любовь и сейчас тобой руководит не вера, а сейчас тобой руководит ревность и зависть, сейчас тобой руководит осуждение». Вот это сказать честно, не обижаясь. А самое главное, не ожидая, не ожидая, что вас поблагодарят, а может быть и не поблагодарят, а может быть и отвернутся, а может и усекут главу вашу. Главное …главное, чтоб человек отошел и задумался, как вот тот Ирод задумался, что он натворил, что он сделал? Он отсек главу праведника, и он предавался греху. Вот и нам надо так в жизни. А мы очень часто судим, обсуждаем всех подряд. А вот когда приходит время, то простой фразой сказать рядом ругающемуся «Не ругайся» и сказать рядом осуждающему «Не осуждай», и сказать рядом стоящему «Да что ты всё ноешь и ноешь, сколько Бог дает тебе?», или просто сказать «Дитё, не повторяй ошибок моей жизни, не повторяй, не падай туда, не падай туда, где сыро и холодно». Просто сказать, честно сказать с любовью –это трудно, это трудно. И помните, награды за это нет! Награды за это нет здесь! На земле, но есть награда где? Там, где нет зла, где тепло и светло, где праздник, но праздник не в смысле безудержного смеха, а праздник в смысле того, что с нами рядом всегда Господь. Будем же стремиться к Богу, будем стремиться к Нему, чтоб ни смотря ни на что не отворачиваться от Него, а быть всегда лицом к Нему, а значит всегда жить в Нем, жить Богом, жить Христом. Веры вам, веры и силы! И еще, в этот день, в этот праздник желаю вам, чтобы, когда вам трудно, вы вспомните Иоанна Предтечу, вспомните и скажите себе: «Уж мне немножечко легче, чем ему, немножечко. И за это Слава Богу!» И еще в этот день принято служить обязательно панихиду. И мы тоже сейчас, после того, как вы подойдете ко Кресту, приложитесь ко Кресту, мы отслужим панихиду. Почему в этот день положено служить панихиду? Потому что жизнь так устроена, мы ведь в панихиде молимся о ком? О тех, кто пил и в Церковь не ходил, и Бога хулил, и в Бога никогда не верил? Нет, не правда. Мы молимся о тех, кто умер в вере к Богу. В вере к Богу. А жизнь каждого верующего человека – это несение Креста, это в своем роде забвение. Очень часто мы живем и желаем близким хорошего, доброго – детям нашим, внукам нашим, обращаемся к ним, молимся за них, а они на наши иконы не смотрят, наши вразумления не слышат, наши советы отвергают. И проходит время, проходит какое-то время, чтобы они сказали: «Вот бабушка или дедушка учил меня, говорил мне, предупреждал меня, единственный человек был на земле, который мне говорил и научил тому, что я сейчас живу, что я сейчас не погиб в дурмане наркотиков, не погиб в падении блуда, не погиб в осуждении. Единственный человек, который предупреждал. Как жалко, как жалко, что я сразу не послушал его!.. Того, который отдавал часть жизни своей в молитве, в покаянии, отдавал часть жизни своей мне, такому несмышленому». И вот Бог нам дает право, Бог нам дает возможность воздать, Бог нам дает возможность поблагодарить тех, кто молился о нас, кто жил нами, но кого мы не хотели слушать, от кого мы отворачивались – о близких наших. И о тех помолиться, кто ушел на фронт и погиб за Родину. Какая память об этом человеке? Иногда мы не знаем даже, где он похоронен. Скажу честно, два моих деда неизвестно где похоронены. Не известно, до сих пор, сколько после войны не искали, вот сколько лет прошло с 1941 года, а так и не известно где они. Иван и Павел, а ведь они шли защищать Родину, шли добровольно. Тогда в 1941, в том августе, когда еще призыва не было. Ушли и так не известно, где они. Выросли дети, внуки и правнуки, и как только их можно почтить? Тем, что Бог дает. Самым главным - молитвой. И у каждого из нас так. У каждого из вас так, у каждого – кто-то где-то погиб, кто-то где-то потерян, кто-то был единственной свечечкой в семье, которая молилась и вымолила эту семью. И потом вы и все пошли в Церковь, пошли к Богу, обратились к Богу, эта свеча разожгла костер, разожгла огонь в семье, огонь, который согрел эту семью и вернул ее к жизни. Теплом согрел, не спалил, а согрел теплом. Вот в этот день мы поминаем всех, кто как Иоанн Креститель думал не о благополучии, а думал о правде Божией. Давайте будем жить так, чтобы правда Божия торжествовала и в каждом сердце нашем, и в каждой семье нашей. И в каждом селении, на каждой улице нашей, чтобы правда Божия торжествовала, чтобы истина Божия утверждалась, чтобы Господь был главным для нас, и чтобы для нас не было смерти. Ни смотря ни на какие страдания, они временны эти страдания. А жизнь и душа человеческая – вечны. Будем же с Господом, будем вместе, будем со Христом, будем в радости. Пускай будет действительно праздник. Праздник о том, что как бы не хотели убить человека, а он – величайший из пророков. Как ни хотят у нас вытравить веру, сначала хотели силой вытравить, а сейчас чем? Искушением, всякой грязью хотят вытравить веру. Мы сохраним эту веру, мы сохраним нашу верность Христу. Аминь. Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди https://m.vk.com/video-60294606_456239304

Теги других блогов: православие храмы молитвы